topiramate
buy topamax online
Главная Сведения об образовательной организации Образование Общеразвивающие программы Художественная гимнастика

Художественная гимнастика

programm hymnastic

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

  1. 1.Пояснительная  записка (объем, содержание, планируемые результаты) ……………………………………………………

 

3

  1. 2.Учебный план………………………………………………

7

  1. 3.Календарный учебный график  ……………………………

8

  1. 4.Методические материалы ……………………………………

9

  1. 5.Оценочные материалы ………………………………………

30

  1. 6.Требования техники безопасности в процессе реализации программы ……………………………………………………

 

32

  1. 7.Используемая литература ……………………………………

35

 

  1. 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Дополнительная общеразвивающая программа по виду спорта«Художественная гимнастика» (далее – программа) Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования города Иркутска Дворец спота для детей и юношества «Юность» (далее – учреждение) разработана в соответствие:

  • Федеральному закону Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
  • Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным Приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. №1008,  
  • приказу Министерства спорта Российской Федерации от 27.12.2013г. №1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществлении образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»,

При разработке программы учитывались:

  • требования дополнительной предпрофесстональной программы по виду спорта «Художественная гимнастика» учреждения,
  • письмо Службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутсокй области от 14.06.2015 №75-37-0768/15 «О структуре и содержании дополнительных общеразвивающих программ»,
  • методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Иркутской области, 2016г.

 

Направленность программы – физкультурно-спортивная.

Художественная гимнастика – олимпийский вид спорта, предусматривающий подготовку и участие в соревнованиях спортсменок с целью демонстрации индивидуальных и групповых упражнений с предметами  (обруч, мяч, булавы, лента, скакалка) под музыкальное сопровождение в регламентируемый промежуток времени на ограниченной площадке.

Специфика спортивной деятельности в художественной гимнастике заключается в проявлении высокого уровня сложно-координационных способностей, позволяющих создавать художественный образ посредством композиционного согласования с музыкой разнообразных технических элементов с предметом.

Возраст обучающихся по программе – 5-9 лет. В отдельных случаях для освоения программы могут допускаться дети, не достигшие пятилетнего возраста.

При составлении программы учитывались возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при занятиях художественной гимнастикой, личный опыт работы тренеров-преподавателей с детьми данного возраста и  специфику работы учреждения.

Программа сохраняет преемственность существующих подходов и принципов, содержит необходимые разделы, отвечающие современным требованиям к виду спорта «Художественная гимнастика» на спортивно-оздоровительном этапе.

Срок освоения программы – 8,5 месяцев.

Форма обучения – очная.

Режим занятий – 2 раза в неделю по 2 учебных часа.

Объем программы составляет 140 учебных часов, количество учебных занятий – 70.

Целью программы является физическое образование, т.е. формирование знаний, умений и навыков в избранном виде спорта, вовлечение в систему регулярных занятий физической культурой и спортом.

Задачи:

-       формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;

-       воспитание личностных психологических качеств, необходимых для занятий спортом;

-       формирование широкого круга двигательных умений и навыков;

-       освоение основ техники по виду спорта «Художественная гимнастика»;

-       всестороннее гармоничное развитие физических качеств;

-       укрепление здоровья;

-        достижение результатов в соответствии с индивидуальными способностями каждого обучающегося;

-       отбор перспективных юных спортсменок для дальнейших занятий по виду спорта художественная гимнастика.

 

Требования по формированию групп

Период

Минимальная наполняемость группы (человек)

Максимальный количественный состав группы (человек)

Максимальный объем тренировочной нагрузки в неделю (академ. часов)

Максимальная годовая нагрузка (академ. часов)

Весь период

12

28

4

 

140

 

Содержание Программы

 

Программа включает в себя следующие разделы:

  • теоретическая подготовка
  • общая физическая  подготовка
  • специальная физическая подготовка
  • техническая подготовка
  • промежуточная аттестация.

Планируемые результаты

 

В результате освоения Программы:

-       у обучающегося сформируется потребность в регулярных занятиях художественной гимнастикой, воспитается дисциплинированность, аккуратность и старательность.

-       обучающийся получит элементарные знания о виде спорта «Художественная гимнастика», технике безопасности на занятиях, ведущих гимнастках России;

-       обучающийся научится выполнять базовые элементы основных групп упражнений без предмета: различные виды ходьбы и бега, подскоки, прыжки и их сочетания, «волны», наклоны, повороты, равновесия ценностью 0,1 балла по оценочной таблице элементов художественной гимнастики;

-       обучающийся научится выполнять композицию без предмета под музыкальное сопровождение по программе третьего юношеского спортивного разряда;

-       обучающийся освоит основы техники вращений, прыжков со скакалкой;

-       обучающийся выполнит контрольные нормативы не менее, чем на 20,0 баллов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

 

Учебный план является неотъемлемой частью Программы и определяет содержание и организацию образовательного процесса по данной Программе. Учебный план, составленный  с учетом вышеизложенных задач,  рассчитан  на 40 недель занятий и определяет последовательность освоения содержания Программы объем часов по каждому разделу программы.

 

Учебный план

 

п\п

Разделы программы

Количество часов

Соотношение объемов

Форма текущего контроля

1

Теоретическая подготовка

6

4%

собеседование

2

Общая физическая  подготовка

50

36%

выполнение нормативов

3

Специальная физическая подготовка

50

36%

выполнение нормативов

4

Техническая подготовка

30

21%

выполнение соревновательной композиции без предмета

5

Промежуточная аттестация

4

3%

 зачет

 

Всего

140

100%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

 

Разделы программы

(предметные области)

Количество часов

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Всего часов

Теоретическая подготовка

2

 

 

 

2

 

 

 

2

6

Общая физическая подготовка

8

6

6

6

4

6

6

6

2

50

Строевые упражнения

2

2

2

2

1

2

2

2

 

15

Общеразвивающие упражнения

2

2

2

2

1

2

2

2

 

15

Игровые,в т.ч. под музыку, упражнения, подвижные игры

4

2

2

2

2

2

2

2

2

20

Специальная физическая подготовка

2

6

6

6

6

6

6

6

6

50

упражнения на развитие координации и равновесия

1

1

1

1

2

1

1

2

2

10

упражнения на развитие силы

 

2

2

1

1

1

1

1

1

10

упражнения на развитие гибкости

1

3

3

3

2

2

2

2

2

20

упражнения на развитие скоростно-силовых способностей (быстроты и прыгучести)

 

 

 

1

2

2

2

2

1

10

Техническая подготовка

 

4

4

4

4

4

4

4

2

30

Упражнения без предмета

 

2

2

2

2

2

 

 

 

10

Упражнения со скакалкой

 

 

 

2

2

2

2

2

 

10

Элементы хореографии

 

2

2

 

 

 

2

2

2

10

Промежуточная аттестация

 

 

 

 

 

 

 

 

4

4

Общее количество часов

12

16

16

16

16

16

16

16

16

140

 

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

 

4.1. Содержание разделов программы

 

№ п/п

Содержание

Часы

1.

Теоретическая подготовка

6

1.1.

Тема 1. Техника безопасности на занятиях

2

1.2.

Тема 2. Характеристика различных видов гимнастики, место и значение в системе физического воспитания

2

1.3.

Тема 3.  Лучшие художественные гимнастки России

2

2

Общая физическая подготовка

50

2.1.

Строевые упражнения

15

2.2.

Общеразвивающие упражнения

15

2.3.

Игровые, в т.ч. под музыку, упражнения, подвижные игры

20

3

Специальная физическая подготовка

50

3.1.

упражнения на развитие координации и равновесия

10

3.2.

упражнения на развитие силы

10

3.3.

упражнения на развитие гибкости

20

3.4.

упражнения на развитие скоростно-силовых способностей (быстроты и прыгучести)

10

4

Техническая подготовка

30

4.1.

Упражнения без предмета

10

4.2.

Упражнения со скакалкой

10

4.3.

Элементы хореографии

10

5

Промежуточная аттестация

4

4.2. Программный материал

Программные материал направлен на:

1. Укрепление здоровья и гармоническое развитие форм и функций организма занимающегося.

2. Формирование правильной осанки и гимнастического стиля («школы») выполнения упражнений.

3. Разносторонняя общая физическая подготовка и развитие всех специальных физических качеств.

4. Специально-двигательная подготовка – развитие умений ощущать и дифференцировать разные параметры движений, реакций на движущийся предмет и антипации.

5. Начальная техническая подготовка по видам многоборья – освоение подготовительных, подводящих и простейших базовых элементов.

6. Базовая хореографическая подготовка – освоение элементов всех танцевальных форм в простейших соединениях.

7. Формирование умения понимать музыку, разбираться в средствах музыкальной выразительности и согласовывать свои движения с музыкой.

8. Формирование потребности в регулярных занятиях художественной гимнастикой, воспитание дисциплинированности, аккуратности и старательности.

9. Участие в открытых тренировочных занятиях.

 

4.3. Методические  рекомендации  по теоретической подготовке

         Теоретическая подготовка является неотъемлемым компонентом в общей системе подготовки. Теоретические занятия рекомендуется проводить в форме бесед продолжительностью 5-10 мин. по возможности, с использованием наглядных материалов, видео- и фотоматериалов. Эти занятия должны быть органически связаны с физической и технической подготовкой.  Теоретический материал преподносится в доступной для данной возрастной группы форме.

Содержание  теоретической подготовки предполагает освоение знаний следующих разделов:

Тема 1. Техника безопасности на занятиях по художественной гимнастике.

Техника безопасности и правила поведения на занятиях. Предупреждение спортивных травм и оказание первой помощи      пострадавшему.

Тема 2. Характеристика различных видов гимнастики, место и значение в системе физического воспитания.

Понятие о физической культуре и спорте, их роль и значение в общем развитии и культуре человека. Классификация средств физического воспитания и видов спорта. Место художественной гимнастики в общей системе средств физического воспитания.

Тема 3. Лучшие гимнастки страны – чемпионки Олимпийских игр, Мира и Европы.

 

4.4. Методические рекомендации по общей и специальной физической подготовке

Физическая подготовка – это организованный процесс, направленный на:

  • всестороннее развитие организма обучающихся – укрепление опорно-связочного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, совершенствование деятельности вегетативной и центральной нервной систем;
  • укрепление здоровья и повышение работоспособности;
  • развитие физических качеств, необходимых для успешного освоения техники упражнений художественной гимнастики и исполнение их с требуемым качеством: амплитудой, скоростью, силой и др.

Общепринято делить физическую подготовку на общую и специальную.

 

ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Общая физическая подготовка (ОФП) – это физическая подготовка, направленная на укрепление здоровья и разностороннее развитие занимающихся, повышение работоспособности и развитие качеств без учета специфики избранного вида спорта.

 

Строевые упражнения

Понятие «строй», «шеренга», «колонна», «двухшереножный строй», «ряд», «фронт», «направляющий», «замыкающий», «интервал», «дистанция».

Предварительная и исполнительная команды. Повороты налево, направо, кругом, полповорота. Расчет.

Построение в одну шеренгу и перестроение в две шеренги; построение в колонну по одному и перестроение в колонну по два.

Движение строевым и походным шагом.  Обозначение шага на месте и в движении. С движения вперед обозначение шага на месте. Остановка.

Движение бегом. Переходы с бега на шаг, с шага на бег. Повороты в движении (налево, направо). Перемена направления, захождение плечом.

Фигурная маршировка. Границы площадки, углы, середина, центр. Движение в обход. Противоходы налево, направо, внутрь, наружу. Движение по диагонали и по косым направлениям на заданные точки. Движение змейкой, петлей,  скрещением.

Перестроение из колонны по одному в несколько колонн поворотом в движении. Перестроение дроблением шагами (приставные, шаги галопа), прыжками. Размыкание уступами (после расчета).

 

Общеразвивающие упражнения

Для рук:  поднимание и опускание рук вперед, вверх, назад, в стороны;  движения прямыми и согнутыми руками в различном темпе; круги руками в лицевой, боковой, горизонтальной  плоскостях( одновременные, поочередные, последовательные); сгибание и выпрямление рук из различных положений, в  различном темпе, с различными отягощениями, с преодолением сопротивления соупражняющейся, сгибание и разгибание рук в различных упорах (в упоре у стенке, на гимнастической скамейке, в упоре лежа, в  упоре лежа, но с отведением ноги ( поочередно – правой, левой) назад при сгибании рук, то же, но одновременно с разгибанием  рук, то же, но с опорой носками  о гимнастическую скамейку или рейку  гимнастический стенки) и в висах (подтягивание в висе лежа, в различных хватах, в смешанных висах, в висе).

Круги руками из различных исходных положение в лицевой и боковой плоскостях (одновременные, поочередные, последовательные) без отягощений и с отягощениями. Рывковые и пружинные движения руками и туловищем с максимальной амплитудой из различных положений и в различных направлениях с изменением темпа.

Наклоны:наклоны вперед, назад с поворотами  туловища в различных стойках, в седе на полу, гимнастической скамейке, с гимнастическими палками на лопатках. Круговые движения туловищем: в стойке ноги врозь, в стойке на коленях ноги вместе, с набивными мячами (вес 1-3 кг) и другими отягощениями. Поднимание туловища из положения лежа на животе (спине) на полу (скамейке) без отягощений и с отягощениями, ноги закреплены на гимнастической стенке или удерживаются партнером. Поднимание ног и туловища до прямого угла в седе и др.  Удержание туловища в различных положениях (наклонах, упорах, в седах, с закрепленными ногами).

Для ног: сгибание и разгибание стоп  и круговые движения стопой. Полуприседы и приседы в быстром и медленном темпе; то же  на одной ноге с одновременным подниманием другой вперед или в сторону (с опорой и без опоры). Выпады вперед, назад, в сторону, вперед – наружу (и внутрь), назад – наружу (и внутрь). Пружинящие полуприседания в выпаде в сочетании с поворотом кругом. Прыжки на двух ногах, одной ноге, с одной ноги на другую, прыжки из приседа, прыжки через гимнастическую скамейку (сериями слитно, толчком обеими ногами или одной). Махи ногами с опорой руками о гимнастическую стенку и без опоры руками. Движения ногой в горизонтальной  плоскости (из и.п. стойка на одной, другая вперед книзу) в сторону, назад, в сторону вперед (в различном темпе с увеличением амплитуды до 90 градусов и более). Поднимание ног в различных исходных положениях: стоя, сидя, лежа, в висах, упорах; то же с отягощениями, преодолевая сопротивление амортизатора или соупражняющейся. Удержание ног в различных положениях (вперед, в сторону, назад). Встряхивание расслабленными ногами. Различные сочетания движений ногами с движением  туловищем, руками (на месте и в движении ).

Упражнения в паре: из различных  исходных положений – сгибание и разгибание рук, наклоны и повороты туловища, перетягивания и др. (с сопротивлением и с помощью).

Упражнения на гимнастической стенке: стоя лицом ( боком, спиной) к стенке – поочередные взмахи ногами; стоя боком ( лицом) к стенке, нога на 4-5 рейке – наклоны  до касания руками пола; в висе спиной к стенке на верхней рейке – поднимание согнутых и прямых ног, круговые движения ногами, подтягивание и др.; стоя боком или  лицом к стенке – приседания на одной и обеих ногах, пружинные сгибания ног, наклоны вперед с махом ногой назад. Из стойки на одной, другая на рейке – наклоны вперед, назад, в стороны с захватом  за рейку или ногу с притягиванием туловища к ноге; стоя спиной к стенке – наклоны вперед с поочередными  перехватами руками.

Из стойки спиной к стенке или сидя на пятках, перехватывая руками вниз по рейкам, перейти в мост или наклон назад на коленях, перехватом вверх перейти в исходное положение. Из положения лежа на спине, хватом за первую рейку – сгибаясь, стойка на лопатках, опускание вперед в исходное положение;  из положения лежа, зацепившись носками за стенку – наклоны, повороты. Из упора стоя лицом к стенке прыжки  ноги врозь, вместе, согнув ноги назад и др.

Подвижные игры

Подвижные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной самими играющими. Достижение цели требует от играющих активных двигательных действий, выполнение которых зависит от творчества и инициативы самих играющих (быстро добежать до цели, быстрее бросить в цель, быстро и ловко догнать «противника» или убежать от него и т.п.).

Ярко выражаемая в подвижных играх деятельность различных анализаторов создает благоприятные возможности для тренировки функций коры головного мозга, для образования новых временных как положительных, так и отрицательных связей, увеличения подвижности нервных процессов.

        Это положительно отражается на усвоении занимающимися отдельных спортивно-технических приемов и их сочетаний, создает предпосылки к более успешному овладению тактическими действиями, а так же подтверждает, что занятия подвижными играми содействуют воспитанию воли, выдержанности, дисциплинированности и других качеств, необходимых каждому для достижения успехов в спорте.

  1. 1.Игра на внимание «Хватай, не зевай!».

Подготовка к игре: для игры требуются булавы, мячи и обручи. Посередине зала чертится коридор шириной 1 м. По обе стороны от него на расстоянии 4-5 м лицом друг к другу строятся играющие. Одна шеренга- команда 1, другая 2. Перед каждой командой проводится черта. Посередине коридора в одну линию ставятся булавы или мячи (8 штук при 16 играющих) на расстоянии 0,5 – 1 м друг от друга.

Описание игры: по команде преподавателя играющие, взявшись за руки, выполняют следующие движения: четыре шага польки вперед и восемь подскоков назад. Движения повторяются до тех пор, пока не раздастся сигнал руководителя (свисток). Услышав сигнал, каждый должен схватить булаву и убежать за черту своей команды. Команда, набравшая большее количество булав, получает очко, после чего булавы ставятся на прежнее место. Игра повторяется три раза. Победитель определяется по наибольшему количеству очков. При наличии музыки  сигналом для хватания булав служит ее прекращение.

Правила игры: 1) нельзя отталкивать играющих во время захвата булав; 2) нельзя хватать булавы до сигнала. Игроки, нарушившие правила, получают штрафное очко.

  1. 2.Игра «Скорее в тройку!».

Подготовка к игре: все играющие становятся к вруг тройками, левым боком к центру. Дистанция между тройками 0,5 – 1 и. И.п. – руки внизу сцеплены. В центре круга 1-2 водящих.

Описание игры: по первой команде преподавателя «ГОП» - тройки, сохраняя дистанцию, продвигаются по кругу скачками. По второй команде «ГОП» все разбегаются по залу и двигаются в любом направлении, выполняя различные движения (легкий бег, галоп, легкие подскоки и т.д.). Водящий присоединяется к общему движению. По команде «Скорее в тройки!» дети быстро хватаются за руки тройками и встают в круг в и.п. Опоздавшие найти себе «тройку» становятся водящими. Игра повторяется 3-4 раза.

Правила игры: играющие не должны собираться тройками до команды преподавателя.

Указание игре: перед игрой следует потренировать прыжок скачок в тройках. После игры желательно отметить детей, хорошо выполнявших этот прыжок.

  1. 3.Игра «Попрыгунчики».

Подготовка к игре: построение в шеренги по 6-8 человек левым боком к основному направлению. Дистанция и интервал 1,5-2 м. Все играющие имеют скакалки. Каждая шеренга – команда. Для каждой команды выделяется судья. И.п. – руки в стороны, скакалка сзади, концы скакалки в обеих руках.

Описание игры: по команде преподавателя играющие выполняют четыре шага галопа в сторону и четыре прыжка выпрямившись, вращая скакалку вперед, затем делают восемь шагов на месте, скакалка сзади. Игроки, допустившие ошибку в прыжках и во время шагов на месте, отходят в сторону, выбывая из игры. По команде «ГОП!» движения выполняют в обратном направлении. После четырех повторений выявляются команды – победительницы. Выигравшей считается команда, сохранившая большее количество игроков.

Игру можно проводить под музыку, используя польку или галоп.

Правила игры: ошибками считаются: а) запутывание скакалки; б) выполнение меньшего количества шагов галопа или прыжков.

Указание к игре: 1) перед игрой следует потренировать предлагаемое упражнение; 2) провести пробное судейство на нескольких парах.

  1. 4.Игра «Делай правильно!».

Подготовка к игре: построение в круг левым боком к центру. И.п. – о.с. В центре круга два наблюдателя.

Описание игры: по команде преподавателя «Шагом Марш!» группа движется по кругу высоким шагом. По команде «ГОП!» все останавливаются в положении стойки на одной ноге, другая вперед (согнута), одна рука вперед, другая в сторону, противоположную одноименной ноге. Статическое положение высокого шага держать 8 счетов (преподаватель подсчитывает), после чего движение возобновляется. Наблюдатели во время паузы отмечают тех, кто неточно принял требуемое положение или терял равновесие. Получившие замечание имеют штрафное очко. Игра повторяется 3-4 раза. Выигравшими считаются не получившие ни одного штрафного очка.

Правила игры: ошибками считаются: а) неправильное выполнение высокого шага; б) потеря равновесия.

  1. 5.Игра с мячами (под музыку).

Вальс, темп спокойный. Все играющие имеют мячи среднего размера.

        Подготовка к игре: построение в две шеренги лицом к центру. Расстояние между шеренгами 3-4 метра, интервал 1 м. Каждая шеренга – команда. Для каждой команды выделяется судья. И.п. – правая рука с мячом на ладони в сторону, левая вперед.

        Описание игры: по команде преподавателя играющие выполняют броски мяча под левую руку, слегка пружиня ногами. По команде «ГОП!» играющие перебрасываются мячами с партнером напротив. На следующую команду «ГОП!» возобновляются броски мяча под другую руку. По сигналу преподавателя (свисток) шеренги меняются местами, принимая и.п. Выигрывает команда, первой принявшая и.п., выровнявшая шеренгу и имеющая меньшее количество штрафных очков. Штрафные очки подсчитывают судьи.

        Правила игры: штрафные очки даются: за падения мяча – 1 очко; за опоздание в переключении на другое движение больше, чем на 1 счет – 1 очко; за нарушение темпа и ритма бросков – 1 очко.

        Указание к игре: 1) выполнение бросков мяча; такт 1. Дугой книзу правая рука влево, бросок мяча под руку; такт 2. Поймав мяч на правую ладонь снизу, дугой книзу, руку в сторону. Характер движения сметный; 2) до начала играющие должны хорошо усвоить предлагаемые движения; 3) при подготовке к игре следует провести пробное судейство.

 

СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

 

Специальная физическая подготовка (СФП) – это специально организованный процесс, направленный на развитие и совершенствование физических качеств, необходимых для успешного освоения и качественного выполнения упражнений конкретного вида спорта.

  В настоящее время выделяют 7 основных физических способностей:

  1. 1.Координация движений – способность осваивать новые движения и перестраивать деятельность в соответствии с обстановкой;
  2. 2.Гибкость – способность выполнять движения по большой амплитуде пассивно и активно;
  3. 3.Сила – способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий в статических и динамических движениях;
  4. 4.Быстрота – способность быстро реагировать и выполнять движения с большой скоростью и частотой;
  5. 5.Прыгучесть – скоростно-силовая способность, проявляющаяся в высоте отталкивания;
  6. 6.Равновесие – способность сохранять устойчивое положение в статических и динамических упражнениях;
  7. 7.Выносливость – способность противостоять утомлению.

Основными принципами СФП обучающихся являются:

-            соразмерность – оптимальное, соразмерное и сбалансированное развитие физических качеств;

-            сопряженность – применение средств, наиболее близких по структуре основным упражнениям художественной гимнастики;

-            опережение – опережающее развитие физических качеств по отношению к технической подготовке.

 

Особенности развития координации движений

Критерием координации является точность воспроизведения движений по параметрам времени, пространства и мышечных усилий.

Средства развития координации:

-       упражнения на расслабление;

-       упражнения на быстроту реакции;

-       упражнения на согласование движений разными частями тела;

-       упражнения на точность воспроизведения движений по параметрам вре­мени, пространства и силы;

-       упражнения с предметами;

-       акробатические упражнения;

-       подвижные игры с необычными движениями.

-       Методы развития координации:

-       повторный;

-       переменный;

-       необычных исходных положений;

-       зеркального исполнения;

-       игровой и соревновательный.

 

Особенности развития функции равновесия

 Различают статическое равновесие - в позах и динамическое равновесие - в движениях. Длительность сохранения равновесия - это показатель не только уров­ня развития, но и функционального состояния ЦНС. Этот показатель ис­пользуют так же как критерий тренированности и готовности гимнасток к соревнованиям.

Существенная роль в регуляции положения тела отводится двигатель­ному и вестибулярному анализаторам, а также тактильному и зрительному.

Средства развития функции равновесия:

-              упражнения на силу мышц ног и туловища;

-              упражнения на уменьшенной опоре - на носках, носке одной ноги;

-              упражнения на повышенной опоре - скамейке, бревне;

-              упражнения с отключением зрительного анализатора - с закрытыми глазами;

-              упражнения с раздражением вестибулярного анализатора - движения головой, наклоны, повороты, кувырки, перевороты;

-              фиксация заключительных фаз движений: поворотов, прыжков, волн.

Методы развития функции равновесия:

-              повторный;

-              ориентировки;

-              усложнения условий;

-              игровой и соревновательный.

 

Особенности развития силы

Различают статическую, динамическую и взрывную силу.

Статическая сила проявляется в малоподвижных движениях: удержа­нии положения тела или его частей, поднимании тяжелых предметов, отжи­мании, подтягивании, приседах. Динамическая сила проявляется в упраж­нениях со значительными перемещениями: беге, плавании, ходьбе на лы­жах и других.

Взрывная сила проявляется в прыжках и метаниях.

Важно различать абсолютную и относительную силу.

Абсолютная - суммарная сила многих мышечных групп в каком-то движении. Относительная - сила, при­ходящаяся на 1 кг веса.

Средствами развития силы являются упражнения, при выполнении ко­торых необходимо преодолевать или противодействовать сопротивлению.

Виды сопротивлений:

1.Вес собственного тела или его частей;

  1. 2.Сопротивление партнера или самосопротивление;
  2. 3.Вес предметов: гири, гантели, набивные мячи;
  3. 4.Сопротивление растягиваемых предметов: резина, эспандер и др.;
  4. 5.Смешанные сопротивления.

Упражнения на развитие силы классифицируются по анатомическому признаку:

1.На силу мышц рук и плечевого пояса;

  1. 2.На силу мышц ног и туловища;
  2. 3.На силу мышц ног и тазового пояса.

Методы развития силы:

  1. 1.Метод повторных усилий:

а)      выполнение упражнений определенное количество раз или;

б)      предельное количество - "до отказа";

  1. 2.Метод динамических усилий: максимальное количество раз за опреде­ленное время;
  2. 3.Метод статических усилий: фиксация какого-то положения опреде­ленное время;
  3. 4.Метод максимальных усилий: выполнение упражнений с максималь­ным отягощением.

 

Особенности развития гибкости

Различают активную и пассивную гибкость. Активная достигается за счет мышечных напряжений, проходящих через суставы мышц, пассивная проявляется за счет приложения внешних сил.

Гибкость зависит от:

-       строения суставов, их формы и площади;

-       длины и эластичности связок, сухожилий и мышц;

-       функционального состояния нервных центров, регулирующих тонус мышц;

-       температуры среды - чем выше, тем лучше;

-       суточной периодики - утром она снижена;

-       утомления - пассивная улучшается, активная ухудшается;

-       наследственности, пола и возраста - дети и женщины гибче.

Средства развития гибкости:

-       упражнения на расслабление - дают прирост на 12-15%;

-       плавные движения по большой амплитуде;

-       повторные пружинящие движения;

-       пассивное сохранение максимальной амплитуды;

-       активное сохранение максимальной амплитуды;

-       махи с постепенным увеличением амплитуды.

Методы развития гибкости:

-       повторный;

-       помощи партнера;

-       применение отягощений и амортизаторов;

-       игровой и соревновательный.

Упражнения на гибкость дают наибольший эффект, если их выполнять в тренировке дважды: в подготовительной части урока после разогревания и в самом конце тренировки на фоне утомления.

Новичкам упражнения на гибкость следует давать через день, чтобы мышцы успевали отдыхать, в дальнейшем - ежедневно.

 

Особенности развития быстроты

Выделяют четыре элементарные формы быстроты:

1.Время реакции;

  1. 2.Время одиночного движения;
  2. 3.Резкость - быстрое начало;
  3. 4.Частота (темп) движений.

Большинство спортивных упражнений требуют комплекса форм быст­роты.

Средства развития быстроты:

1.       Упражнения, требующие быстрой реакции:

а)      на движущийся объект - остановка, ловля, отбив или откат предмета;

б)      выбора - что сделать?

  1. 2.Упражнения, которые необходимо выполнять быстро, то есть те, что выполняются во время полета предмета: кувырки, повороты, перевороты и др.;
  2. 3.Движения, которые необходимо выполнять с максимальной частотой: бег, вращение скакалки, обруча, булав, ленты, малые круги, мельницы, спи­рали, змейки, жонглирования.

Правила развития быстроты:

1.Использовать только хорошо освоенные задания;

  1. 2.Задания выполнять на "свежие силы", непродолжительное время;
  2. 3.Трудность задания повышать постепенно.

Методы развития быстроты:

1.Облегчение условий - выполнение заданий "с горки", реакция на под­вешенный или подаваемый предмет;

  1. 2.Выполнение заданий "за лидером";
  2. 3.Ориентировки по скорости - подсчет, хлопки, метроном, музыка;
  3. 4.Повторное выполнение заданий в стандартных условиях с околопре­дельной скоростью, сериями;
  4. 5.Усложнение условий - "в горку", на "неудобной" опоре, с неудобной и неожиданной подачи;
  5. 6.Игровые или соревновательные задания по типу "кто быстрее" и "кто больше".

 

Особенности развития прыгучести

Необходимо различать собственно прыгучесть и прыжковую выносли­вость.

Прыгучесть является скоростно-силовым качеством и зависит от силы, эластичности и скорости сокращения мышц. Кроме того, важное значение имеет эффективность техники отталкивания, полета и приземления.

В связи с этим средствами развития прыгучести являются:

1.Упражнения на развитие эластичности мышц ног - растягивание;

  1. 2.Упражнения на развитие силы мышц ног: стопы, голени, бедра;
  2. 3.Упражнения на развитие быстроты мышечных сокращений;
  3. 4.Упражнения для изучения и совершенствования техники:

а)      приземления - схождение и спрыгивание с возвышения;

б)      отталкивания - пружинные движения, прыжки на двух и на одной
ноге с координированной работой рук, туловища и головы;

в)      полетной фазы - прыжковых поз

  1. 5.Прыжки в глубину;
  2. 6.Упражнения на высоту или длину отталкивания - на возвышение, че­рез препятствие, на ориентир;
  3. 7.Упражнения на прыжковую выносливость - многоскоки, прыжки со скакалкой.

Методы развития прыгучести:

-       повторный - повторное выполнение заданий с достаточным интерва­лом отдыха;

-       ориентировки по скорости;

-       усложнения условий - на мягкой или сыпучей опоре, с утяжелением;

-       игровой и соревновательный методы.

 

4.5. Методические рекомендации по технической подготовке

 

Упражнения без предмета

Первая группа упражнений — «основные». Они представляют собой технические действия, на основе которых строится та или иная композиция и определяется база технической подготовленности гимнасток.

Пружинные движения представляют собой чередования исходного, промежуточного и конечного положений тела или его звеньев, выполняемые серийно с заданными амплитудами и степенью напряжения. Например, последовательные наклоны туловища вперед, в положении прогнувшись, или серия взмахов ногой в сторону.

Движения такого рода имеют аэробный характер; воздействуя на звенья тела и мышечные группы, они способствуют развитию эластичности опорно-двигательного аппарата, стимулируют развитие физических качеств, формируют способности выполнять движения мягко, пластично.

Разновидности передвижений в художественной гимнастике (подскоков и прыжков, а также их сочетаний) отличаются, как правило, большой величиной длины, высоты, амплитуд, быстроты, темпа и напряженности, хотя и содержат действия разной размерности. Все они различны по трудности и именно в своем большом разнообразии создают стилевую основу технической подготовленности.

      Волны. Эта разновидность основных упражнений имеет сложнокоординационный характер и представляет собой сочетание последовательных сгибательно-разгибательных действий, объединенных в целостное динамичное движение в смежных суставах; для выполнения волны характерны непрерывность, равномерность, плавность и мягкость. В основе таких действий лежит умение избирательно и дозированно чередовать напряжения и расслабления, создавая впечатление слитности действий.

     Повороты представляют собой действия вращательного характера вокруг вертикальной оси. Эти упражнения обычно выполняются переступанием, шагом, прыжком, наклоном или изгибами; на полной ступне или на полупальцах одной или двух ног. При этом основное требование предъявляется к пространственно-временной точности как самих поворотов, так и конкретного положения тела в пространстве и взаимного расположения его частей.

     Прыжки. Прыжки, как технический элемент, в художественной гимнастике характеризуются быстрым и сильным отталкиванием и достаточно высоким полетом — обеспечивающими условия для выполнения в полете сложных телодвижений и манипуляций предметами. В таком сложном действии принято выделять отдельные фазы (что весьма важно для правильного понимания причин, обеспечивающих или не обеспечивающих правильное выполнение прыжка в целом и соответствующей коррекции главных ошибок):

1) подготовительные действия (подседания, разбег),

2) отталкивание (одной или двумя ногами или даже руками),

3) формообразующие действия, обусловленные двигательным заданием,

4) фиксация заданной позы,

5) подготовка к приземлению,

6) приземление (амортизационные действия, компенсаторные, связующие, переходные).

      Наиболее характерна и значима - полетная фаза прыжка, во время которой необходимо выполнить различной сложности движения: разведение и сведение ног, сгибания и разгибания туловища, взмахи и вращения руками, повороты, сочетания их, а также манипуляции предметами и т.п. — в самых разных вариациях.

     Равновесия. В художественной гимнастике равновесия различают статические и динамические. Они выполняются на полупальцах и полной ступне, ориентируются по разным плоскостям и направлениям. Одной из главных особенностей выполнения равновесий является необходимость их удержания после различных движений: шагов, бега, прыжков, поворотов, «многооборотных вращений». Это требует особой подготовленности гимнасток, обеспечивающей точность действий в сочетании с надежной устойчивостью.

 

Упражнения со скакалкой

         На спортивно-оздоровительном этапе в художественной гимнастике в качестве основного предмета применяется скакалка.

Скакалка - это пеньковая (или другая) веревка удобной для гимнастки длины с поперечным диаметром 0,5-1,0 см с узелками на концах или без них. Цвет по выбору, но должен быть видимым.

Скакалка обычно удерживается за два конца хватом за узелки: узелок располагается на середине ладони, пальцы сжимаются в кулак и зажимают узелок, скакалка проходит между большим и указательным пальцами. Хват не должен быть слишком сильным, чтобы скакалка могла двигаться, нахо­дясь в кулаке.

Виды хватов скакалки: за один конец, за два конца одной рукой, за середину одной и двумя руками, за середину и конец, сложенной в 2-4 раза одной или двумя руками.

Группа упражнений со скакалкой в полной мере определяет специфику художественной гимнастики. Наличие того или иного предмета, отличающегося целым рядом признаков (формой, весом, разной конструкцией, распределением массы и ее геометрией и т.п.), а также необходимость выполнять с ним различные манипуляции — определяют их разнообразие, трудность, зрелищность и многосторонность требующейся подготовки.

     В свою очередь, такие упражнения совершенствуют двигательную координацию, пространственно-временную ориентировку, быстроту, точность реакции и движений.

     Для упражнений со скакалкой характерны по крайней мере пять групп технических действий: броски и ловля, махи, круги, вращения, эшапэ. В свою очередь они обеспечиваются техничными хватами, замахами, подседаниями, переводами, передачами и перехватами, для действий в связке «гимнастка — предмет» характерны разнообразие сочетаний действий по направлениям и плоскостям, частые смены активности звеньев тела, сочетания перемещений предметов и определенных телодвижений и т.п.

 

4.6. Возрастные особенности обучающихся 5-9 лет

 

У девочек в 5-9летнем возрасте функции и системы организма немного отстают в развитии, а опорно-двигательный аппарат еще слаб, наступает быстрая утомляемость при выполнении одних и тех же упражнений. Невелика и прочность опорного аппарата. В связи с этим рекомендуется широко использовать подвижные игры с применением усвоенных элементов художественной гимнастики, упражнения по общей  и специальной физической подготовке, развивающие гибкость, быстроту и координацию движений.

 

Возрастные особенности

Методические особенности

1. Позвоночный  столб отличается большой гибкостью и неустойчивостью изгибов

Необходимо большое внимание уделять формированию правильной осанки

2. Суставно-связочный аппарат очень эластичен и недостаточно прочен

Целесообразно использовать этот период для целенаправленного, но осторожного развития гибкости

3. Интенсивно развивается мышечная система, но крупные мышцы развиваются быстрее мелких.

При преобладании крупных, размашистых движений, целенаправленно вводить мелкие и точные движения.

4. Регуляторные механизмы ССС и ДС несогласованны, дети быстро устают.

Нагрузка должна быть небольшого объема и интенсивности, носить дробный характер.

5. Продолжительность активного внимания и умственной работоспособности невелики.

Занятия должны быть интересными и эмоциональными, количество замечаний ограничено, полезны поощрения.

6. Велика роль подражательного и игрового рефлексов

Показ должен быть идеальным, занятие – игровым.

7. Антропометрические размеры детей на 1/3 меньше взрослых

Применять предметы пропорционально уменьшенных размеров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 

      Промежуточная аттестация проходит ежегодно в форме зачета в конце учебного года (май-июнь) и включает в себя сдачу контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке и анализ:

- регулярности посещения тренировочных занятий,

- освоения объемов тренировочных нагрузок в соответствии с программными требованиями,

- роста спортивно-технических показателей,

-  освоения теоретического раздела программы,

-  отсутствия медицинских противопоказаний для занятия спортом.

 

Обучающиеся, набравшие по результатам сдачи контрольных нормативов не менее 20,0 баллов и успешно прошедшие промежуточную аттестацию заслуживаютоценки «зачтено».

 

Нормативы по общей и специальной физической подготовке

баллы

нормативы

6

5

4

3

2

1

мост

идеальное исполнение из И.П. стоя ноги врозь, руки вверх в это же И.П., стопы и ладони вплотную

идеальное исполнение из И.П. стоя ноги врозь, руки вверх в это же И.П., расстояние между стопами  и ладонями до 10 см

исполнение из И.П. стоя ноги врозь, руки вверх в это же И.П., расстояние между стопами  и ладонями 10-20 см

исполнение из И.П. стоя ноги врозь, руки вверх в И.П. лежа расстояние между стопами  и ладонями 10-20 см

исполнение из И.П. лежа в И.П. лежа, расстояние между стопами и ладонями более 20 см

с нарушением техники исполнения элемента

шпагаты:

  • на правую
  • на левую
  • поперечный

идеальное исполнение с гимнастической скамейки с пятки

идеальное исполнение с гимнастической скамейки с середины стопы

идеальное исполнение  на полу

расстояние до пола 10 см

с нарушением положения костей таза

с нарушением положения костей таза и мелкими ошибками

складка сидя

идеальное исполнение

полное складывание

полное складывание с мелкими ошибками

недостаточное складывание в плечевом и тазобедренном суставах

 

 

угол на гимнастической стенке, 10 раз

3 раза до касания гимнастической стенки над головой, 7 раз до уровня плеча

1 раз до касания гимнастической стенки над головой, 4 раз до уровня плеча

10 раз до горизонтали

½ до горизонтали без грубых ошибок

ниже горизонтали

с нарушением техники исполнения элемента

прыжки через скакалку, 10 раз:

с вращением вперед

с вращением назад

идеальное исполнение

10 раз

8-9 раз

6-7 раз

4-5 раза

менее 4 раз

Сбавки:

0,5 балла - мелкие ошибки:

  • недотянутые стопы при выполнении элемента
  • недотянутые колени при выполнении элемента

6. ТРЕБОВАНИЯ   ТЕХНИКИ  БЕЗОПАСНОСТИ  В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ

 

1. Общие требования безопасности

1.1. К занятиям художественной гимнастикой  допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по технике безопасности и охране труда.

1.2. При проведении занятий должно соблюдаться расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха.

1.3. При проведении занятий художественной гимнастикой  возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов:

- травмы при столкновениях, нарушении правил поведения в спортивном зале.

1.4. Занятия художественной гимнастикой должны проводиться в спортивной экипировке.

1.5. При проведении занятий художественной гимнастикой  должна быть медицинская аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи при травмах.

1.6. Тренер-преподаватель и обучающиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.

1.7. О каждом несчастном случае с обучающимся тренер-преподаватель обязан немедленно сообщить администрации учреждения, оказать первую помощь пострадавшему.

1.8. В процессе занятий тренер-преподаватель и обучающиеся должны соблюдать правила проведения занятий художественной гимнастикой,  ношения спортивной одежды и спортивной обуви, правила личной гигиены.

1.9. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по технике безопасности и охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

2. Требования безопасности перед началом занятий

2.1. Надеть спортивную форму и спортивную обувь с нескользкой подошвой.

2.2. Проверить надежность установки и крепления  спортивного оборудования.

2.3. Проверить состояние и отсутствие посторонних предметов на полу или бассейне.

2.4. Провести разминку, тщательно проветрить спортивный зал.

 

3. Требования безопасности во время занятий

3.1. Начинать заниматься художественной гимнастикой, делать остановки в и заканчивать упражнение только по команде (сигналу) тренера-преподавателя.

3.2. Строго выполнять правила выполнения упражнения.

3.3. Избегать столкновений с другими обучающимися.

3.4. При падении необходимо сгруппироваться во избежание получения травмы.

3.5. Внимательно слушать и выполнять все команды (сигналы) тренера-преподавателя.

 

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При возникновении неисправности спортивного оборудования и инвентаря прекратить занятия и сообщить об этом администрации учреждения. Занятия продолжать только после устранения неисправности или замены спортивного оборудования и инвентаря.

4.2. При получении обучающимся травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации и медицинскому работнику учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

4.3. При возникновении пожара  немедленно эвакуировать обучающихся из зала через все имеющиеся эвакуационные выходы, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть, приступить к тушению пожара с помощью имеющихся первичных средств пожаротушения.

 

5. Требования безопасности по окончании занятий

5.1. Убрать в отведенное место спортивный инвентарь и провести влажную уборку.

5.2. Тщательно проветрить спортивное помещение.

5.3. Снять спортивную одежду и спортивную обувь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

    1. 1.Бирюк, Е.В. Особенности физической подготовки: методические рекомендации./ Е.В. Бирюк, Н.А. Овчинникова. – Киев: Изд-во КГИФК, 1991. – 34 с.
    2. 2.Карпенко, Л.А. Отбор и начальная подготовка занимающихся художественной гимнастикой: методические рекомендации./ Л.А.Карпенко. – Л.: Изд-во ГДОИФК, 1989. – 24 с.
    3. 3.Карпенко, Л.А. Методика многолетней спортивной подготовки занимающихся художественной гимнастикой: учебное пособие./ Л.А. Карпенко. – СПб: Изд-во СПбГАФК, 1998. – 36 с.
    4. 4.Кечеджиева, Л. Обучение детей художественной гимнастике./ Л. Кечеджиева, М. Ванкова, М. Чипрянова. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 92 с.
    5. 5.Овчинникова, Н.А. Основы технической подготовки в художественной гимнастике: методические рекомендации./ Н.А. Овчинникова. – Киев: Изд-во КГИФК, 1991. – 26 с.
    6. 6.Фирилева, Ж.Е. Методика педагогического контроля и совершенствование физической подготовленности занимающихся художественной гимнастикой: методические рекомендации./ Ж.Е. Фирилева. – Л.: Изд-во ГПИ им. Герцена, 1981. – 74 с.
    7. 7.Художественная гимнастика: Учебник для ИФК под ред. Лисицкой Т.С. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 232 с.
    8. 8.Художественная гимнастика: учебник/ под ред. Л.А. Карпенко. – М., 2003. – 382 с.
    9. 9.Художественная гимнастика: Учебная программа. Составители: Белокопытова Ж.А., Карпенко Л.А.. Романова Г.Г. – Киев: Изд-во МУ по ДМиС, 1991. – 86 с.