topiramate
buy topamax online
Главная Сведения об образовательной организации Образование Общеразвивающие программы Плавание

Плавание

programm swimming

  1. СОДЕРЖАНИЕ

     

     

    1.Пояснительная записка

    2.Учебный план

    3.Календарный учебный график

    4.Методические материалы

       Теоретическая подготовка

       Общая и специальная физическая подготовка

    5.Оценочные материалы

    6.Требования техники безопасности в процессе реализации программы

    7.Список используемой литературы

    стр.

    3

    6

    7

    8

     

     

    11

    12

     

    15

     

     


    1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Дополнительная общеразвивающая программа по виду спорта«Плавание» (далее – программа) Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования города Иркутска Дворец спота для детей и юношества «Юность» (далее – учреждение) разработана в соответствие:

    • Федеральному закону Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
    • Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным Приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. №1008,  
    • приказу Министерства спорта Российской Федерации от 27.12.2013г. №1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществлении образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»,

    При разработке программы учитывались:

    • требования федерального стандарта спортивной подготовки по художественной гимнастике, утвержденного приказом Министерства спорта Российской Федерации от 05.02.2013 №40,
    • требования дополнительной предпрофесстональной программы по виду спорта «Плавание» учреждения,
    • письмо Службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутсокй области от 14.06.2015 №75-37-0768/15 «О структуре и содержании дополнительных общеразвивающих программ».

    Программа направлена на формирование характерных особенностей  подготовки юных спортсменов как единого непрерывного процесса. Рекомендуемая преимущественная направленность тренировочного процесса определяется с учетом благоприятных фаз возрастного развития физических качеств.

    Плавание является жизненно важным навыком, который продолжает врожденный плаватель­ный рефлекс, затем используется человеком  как двигательное действие. Оздоровительное значение плавания давно не вызывает не у кого сомнения и по этому часто применяется как  профилактическое и даже оздоровительное средство. Прикладное значение пла­вания имеет, прежде всего, использования такого навыка в служебных, учебных, лечебных, оздоровительных, профилактических, досуговой,  - рекреационных и других видов деятельности. Огромное спортивное значение имеет плавание как средство физического воспитания и спортив­ной тренировки, как элемента общей физической подготовки (ОФП) и средство восстановления в других видах спорта.

    Возраст обучающихся по Программе -  7 - 17 лет (без ограничения возраста на основании закона "О физической культуре и спорте в РФ"). При невысоком уровне физической подготовленности учащихся можно опустить обучение плаванию дельфином. В дальнейшем тренировку оздоровительной направленности можно условно разбить на две ступени (ориентируясь главным образом на степени владения навыком плавания и уровень физической подготовленности).

    При составлении Программы учитывались возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при занятиях плаванием, личный опыт работы тренеров-преподавателей с детьми данного возраста и  специфику работы учреждения.

    Программа сохраняет преемственность существующих подходов и принципов, содержит необходимые разделы, отвечающие современным требованиям к виду спорта «Плавание» на спортивно-оздоровительном этапе.

    Срок освоения программы – 8 месяцев.

    Форма обучения – очная.

    Режим занятий – 2 раза в неделю по 1 учебному часу.

    Целью программы является физическое образование, т.е. формирование знаний, умений и навыков в избранном виде спорта, вовлечение в систему регулярных занятий физической культурой и спортом.

    Задачи:

    -формирование навыков здорового образа жизни, привлечение обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом;

     -обучение детей и взрослых плаванию;

    - самоопределение в базовой специализации (выбор вида спорта);

    -  укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие (развитие физических, интеллектуальных и нравственных способностей);

    -  достижение результатов в соответствии с индивидуальными способностями детей и подростков.

    Планируемые результаты

    В результате освоения Программы

    -         разностороннее развитие основных физических способностей – быстроты, силы, гибкости, ловкости и координационных способностей;

    -         воспитание морально – волевых качеств;

    -         овладение техникой всеми стилями плавания.

     

    ТРЕБОВАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРУПП

     (В АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСАХ)

    Период

    Минимальная наполняемость группы (человек)

    Максимальный количественный состав группы (человек)

    Максимальный объем тренировочной нагрузки в неделю в академ. часах

    Годовая нагрузка (часов)

    Весь период

    10

    20

    2

     

    76

     


    2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

     

             Учебный план является неотъемлемой частью Программы и определяет содержание и организацию образовательного процесса в Учреждении.  Учебный план,  составленный  с учетом вышеизложенных задач,  рассчитан  на 38 недель занятий и определяет последовательность освоения содержания Программы объем часов по каждому разделу программы.

             Курс обучения по программе составляет 76 учебных часов, количество учебных занятий – 76.

    Учебный план

    п\п

    Разделы подготовки

    Количество недель

    Количество часов

    Соотношение объемов   в (%)

    Форма контроля

    1

    Теоретическая подготовка

     

    3

    4%

    собеседование

    2

    Общефизическая  подготовка

     

    26

    34%

    Выполнение нормативов

    3

    Специальная физическая подготовка

     

    26

    34%

    Выполнение нормативов

    4

    Техническая подготовка

     

    16

    21%

    Выполнение нормативов

    5

    Промежуточная аттестация

     

    3

    4%

    Зачет

    6

    Медицинское обследование

     

    2

    3%

    Допуск врача

     

    Всего

    38

    76

    100

     

     


    3.КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

    Разделы программы

    (предметные области)

    Количество часов

    октябрь

    ноябрь

    декабрь

    январь

    февраль

    март

    апрель

    май

    Всего часов

    Теоретическая подготовка

    1

     

    1

     

     

     

    1

     

    3

    Общая физическая подготовка

    3

    3

    4

    3

    3

    4

    3

    3

    26

    Комплексы общеразвивающих физических упражнений

    2

    1

    2

    1

    2

    1

    2

    1

    12

    Упражнения  на развитие основных  физических качеств (гибкости, быстроты,  силы, координации, выносливости)

    1

    2

    1

    2

    1

    2

    1

    1

    11

    Специальная физическая подготовка

    2

    5

    1

    3

    5

    4

    2

    4

    26

    Основные тренировочные средства на суше:

    различные виды ходьбы и бега;

    комплексы специальных и общеразвивающих упражнений; имитационные упражнения пловца на суше.

    2

    2

     

    1

    2

    2

     

    2

    11

    Основные тренировочные средства в воде:

    дыхательные упражнения;

    плавание избранным способом

     

    3

    1

    2

    3

    2

    2

    2

    15

    Техническая подготовка

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    16

     Обучение технике плавания кроль на груди

    2

    1

    1

     

     

     

     

     

    4

    - кроль на спине

     

    1

     

    1

    1

    1

     

     

    4

    - брасс

     

     

     

    1

    1

    1

     

    1

    4

    - баттерфляй

     

     

     

     

     

     

    1

    1

    2

    - стартов, поворотов

     

     

    1

     

     

     

    1

     

    2

    Промежуточная аттестация

     

     

    1

     

     

     

    1

    1

    3

    Медицинское обследование

    1

     

     

    1

     

     

     

     

    2

    Общее количество часов

    9

    10

    9

    9

    10

    10

    10

    9

    76

     

    4. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

    Теоретическая подготовка

             Теоретическая подготовка является неотъемлемым компонентом в общей системе подготовки высококвалифицированных спортсме­нов и играет важную роль в повышении спортивного мастерства. Теоретическая подготовка, осуществляемая на всех этапах спортив­ной деятельности, имеет свои формы и методы. Теоретические занятия проводятся в форме лекций, отдельных уроков, разбора методических пособий, кино -  и видеоматериалов, публикаций в прессе, в сети Интернет в электронных средствах массовой информации, специализированных журналах, а также бесед непосредственно на занятиях. Теоретический материал преподносится в доступной для данной возрастной группы форме. По мере спортивного совершенствования спортсмена отдельные темы изучаются повторно с более глубоким раскрытием их содержания.

    Темы для  теоретической подготовки

    Тема 1. Плавание как вид спорта и средство физического воспитания.

    Плавание в системе здорового образа жизни.    Понятие «Плавание».  Значение   в   жизни   общества.    Физиологическое воздействие плавания на организм человека. Закаливание. Место и значение плавания в  системе физического воспитания.

    Тема 2. Виды плавания и их значения.

    Классификация и значение видов плавания. Массовое, спортивное, прикладное, нормативное, оздоровительное, лечебное, адаптационное, игры и развлечения на воде. Виды спорта, в которые входит плавание. Характерные особенности плавания как вида спорта.

    Тема3.Техника безопасности на занятиях плаванием

    Техника безопасности и правила поведения на занятиях плаванием. Предупреждение спортивных травм и оказание первой помощи      пострадавшему.

     

    Общая  и специальная  физическая  подготовка

         Общая физическая подготовка, ее цели и задачи. Специальная физическая подготовка. Ме­тодические принципы и методы физического воспитания. Основы обучения движениям. Этапы обучения движениям: ознакомление, первоначальное разучивание, достижение двигательного мастерства, двигательного навыка. Основы развития и совершенствования фи­зических качеств: быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость (координация).

    Сенситивные (благоприятные) периоды развития

    Морфофункциональные показатели, физические качества

    Возраст, лет

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    Рост

     

     

     

     

     

    +

    +

    +

    +

     

     

     

    Мышечная масса

     

     

     

     

     

    +

    +

    +

    +

     

     

     

    Быстрота

     

     

    +

    +

    +

     

     

     

     

     

     

     

    Скоростно-силовые качества

     

     

     

    +

    +

    +

    +

    +

     

     

     

     

    Сила

     

     

     

     

     

    +

    +

    +

     

     

     

     

    Выносливость (аэробные возможности)

     

    +

    +

    +

     

     

     

     

    +

    +

    +

     

    Анаэробные возможности

     

     

    +

    +

    +

     

     

     

    +

    +

    +

     

    Гибкость

    +

    +

    +

    +

     

     

     

     

     

     

     

     

    Координационные способности

     

     

    +

    +

    +

    +

     

     

     

     

     

     

    Равновесие

    +

    +

     

    +

    +

    +

    +

    +

     

     

     

     

     

    - тренировочные задания для проведения разминки

    Цель разминки - подготовить организм, настроить учащегося на тренировочную работу, на выполнение непосредственного трениро­вочного задания.

    Разминка может делиться на две части - общую и специальную.

    -  развития быстроты и скоростных качеств

    Основными двигательными характеристиками явля­ются: время реакции, скорость выполнения отдельных движений и темп продвижения. Увеличение быстроты должно идти по пути со­вершенствования каждой из этих составляющих.

    Тренировка быстроты отдельных движений должна отвечать трем основным требованиям:

    -   технический уровень спортсмена должен позволять выполнять данное упражнение с максимальной скоростью;

    -   продолжительность работы должна быть такой, чтобы к концу повторения скорость не снижалась из-за утомления.

    - развитие скоростно-силовых качеств.

    Известно, что чем большее усилие требуется приложить, тем мед­леннее выполняется движение.

    Почти все движения спортсмена  предполагают значительные уси­лия, следовательно, увеличить быстроту можно двумя путями:

    -   развивая максимальную скорость;

    -   развивая максимальную силу.

    - развитие общей, силовой и специальной выносливости.

    Особенность двигательной деятель­ности обучающегося заключается в большом разнообразии выполняемых движений и необходимости постоянного контроля, за их выполнени­ем. Это требует высокой степени концентрации внимания и напря­жения в условиях больших физических нагрузок. Речь идет о преодо­лении комплексного утомления - физического, умственного, сенсор­ного, эмоционального.

    5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

             Промежуточная аттестация проходит в форме зачета в конце первого полугодия (декабрь) и в конце учебного года (май) и включает в себя сдачу контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке и анализ:

    - регулярности посещения тренировочных занятий,

    - освоения объемов тренировочных нагрузок в соответствии с программными требованиями,

    - роста спортивно-технических показателей,

    -  освоения теоретического раздела программы,

    -  отсутствия медицинских противопоказаний для занятия спортом.

    Обучающиеся, улучшившие результаты сдачи контрольных нормативов, считаются, успешно прошедшие промежуточную аттестацию заслуживаютоценки «зачтено».

     

    № п/п

    Контрольные упражнения

    Мальчики

    Девочки

    Общая физическая подготовка

    1

    Челночный бег 3 х 10 м; с

    9,5

    10

    2

    Бросок набивного мяча 1 кг; м

    3,8

    3,3

    3

    Наклон вперед с возвышения

    +

    +

    4

    Выкрут прямых рук вперед-назад

    +

    +

    5

    Прыжок в длину с места

    +

    +

    Техническая подготовка

    1

    Скольжение на груди/на спине (6 м)

    +

    +

    2

    25 м кроль на груди*

    +

    +

    3

    25 м кроль на спине*

    +

    +

    4

    25 м брасс*

    +

    +

    5

    25 м «волна»*

    +

    +

    6

    Стартовый прыжок

    +

    +

    7

    Проплывание избранным стилем 100 м без учета времени**

    +

    +

    Примечание: + норматив считается выполненным при улучшении показателей.

    6.Требования   техники  безопасности  в процессе реализации  программы

    1. Общие требования безопасности

    1.1. К занятиям плаванием  допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.

    1.2. При проведении занятий должно соблюдаться расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха.

    1.3. При проведении занятий плаванием  возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов:

    - травмы при столкновениях, нарушении правил поведения в воде.

    1.4. Занятия плаванием  должны проводиться в спортивной экипировке.

    1.5. При проведении занятий плаванием  в бассейне  должна быть мед. аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи при травмах.

    1.6. Руководитель занятий и обучающиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.

    1.7. О каждом несчастном случае с обучающимся руководитель занятий обязан немедленно сообщить администрации учреждения, оказать первую помощь пострадавшему.

    1.8. В процессе занятий руководитель и обучающиеся должны соблюдать правила проведения занятий плаванием  ношения спортивной одежды и спортивной обуви, правила личной гигиены.

    1.9. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

     

    2. Требования безопасности перед началом занятий

    2.1. Надеть спортивную форму и спортивную обувь с нескользкой подошвой.

    2.2. Проверить надежность установки и крепления  спортивного оборудования.

    2.3. Проверить состояние и отсутствие посторонних предметов на полу или бассейне.

    2.4. Провести разминку, тщательно проветрить спортивный зал.

     

    3. Требования безопасности во время занятий

    3.1. Начинать заниматься плаванием, делать остановки в и заканчивать упражнение только по команде (сигналу) руководителя занятий.

    3.2. Строго выполнять правила проведения плавательного упражнения.

    3.3. Избегать столкновений, толчков и ударов по рукам и ногам игроков.

    3.4. При падении необходимо сгруппироваться во избежание получения травмы.

    3.5. Внимательно слушать и выполнять все команды (сигналы) руководителя занятий.

     

    4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

    4.1. При возникновении неисправности спортивного оборудования и инвентаря прекратить занятия и сообщить об этом администрации учреждения. Занятия продолжать только после устранения неисправности или замены спортивного оборудования и инвентаря.

    4.2. При получении обучающимся травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

    4.3. При возникновении пожара  немедленно эвакуировать обучающихся из зала через все имеющиеся эвакуационные выходы, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть, приступить к тушению пожара с помощью имеющихся первичных средств пожаротушения.

     

    5. Требования безопасности по окончании занятий

    5.1. Убрать в отведенное место спортивный инвентарь и провести влажную уборку.

    5.2. Тщательно проветрить спортивное помещение.

    5.3. Снять спортивную одежду и спортивную обувь и принять душ.

     


    7. Список используемой литературы

     

    Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

    а) Основная литература

    1. Викулов А.Д. Плавание: Учебное пособие. / А.Д. Викулов. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 368 с. (учебное пособие для вузов).

    2. Ганчар И.Л. Плавание: Теория и методика преподавания: Учеб. Четыре четверти. / И.Л. Ганчар. – Экоперспектива,1998. – 351 с.

    3. Еремеева Л.Ф. Научите ребенка плавать: Программа обучения плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста: Метод. Пособие. / Л.Ф.Еремеева – СПб.: Детство-ПРЕСС, 2005. – 110 с.

    4. Булгакова Н.Ж. Плавание. / Н.Ж. Булгакова. – Астрель; АСТ, 2005. – 160 с. (Первые шаги).

     

    б) Дополнительная литература

    1. Плавание: Учебник для вузов / Под общ. ред. Н.Ж. Булгаковой. – М.: Физкультура и спорт, 2001. – 400 с.

    2. Озолин Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н. Г. Озолин. – M.: 000 «Издательство Астрель», 2002. – 864 с.

    3. Учителю о педагогической технике / Под. pед. Л. И. Рувинского. – М., 1987.

    4. Плавание: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / А.А.Качашкин, О.И. Попов, В.В.Смирнов. – М.: Советский спорт, 2004. – 216 с.

    5. Плавание. Учебник / Под ред. В.М.Платонова. – Киев: Олимпийская литература, 2000. – 493 с.

    6. Никитский Б.Н. Плавание / Б.Н.Никитский, В.С.Васильев. – Просвещение, 1975. – 208 с.

    7. Булгакова Н.Ж. Познакомьтесь – плавание: Первые шаги в спорте. / Н.Ж. Булгакова. – М.: Астрель; АСТ, 2002. – 160 с. (Первые шаги).

    8. Дорошенко И.В. Учись плавать: как за 10 дней научиться плавать. / И.В. Дорошенко. – М.: Сов. Спорт, 1989. – 64 с.

    9. Ежемесячный научно-теоретический журнал «Теория и практика физической культуры».

    10. Ежемесячный научно-теоретический журнал «Физическая культура в школе».

    1. Урок физической культуры в современной школе: Методические рекомендации для учителей / Вып. 1. М.: Советский спорт, 2004. – 160 с.

     

    в) Интернет-ресурсы

    1. http://www. lib.sportedu.ru – научно-методический журнал «Физическая культура».

    2. http://www.budi.ru/article/hupp/vy/lygnyi_cport.htm – журнал «Движение жизнь».

    3. http://www. russwimming.ru – официальный сайт Всероссийской федерации плавания.

    4. http://www. swimmchg.narod.ru – сайт ДЮСШ по плаванию.

    5. http://www. plavaniemetod.ru – Плавание: методика преподавания, автор Ганчар И.Л.

    6. www.pedlib.ru – Педагогическая библиотека.

    7. www.nlr.ru – Российская национальная библиотека.

    8. www.rsl.ru – Российская государственная библиотека.

    9. www.fpo.asf.ru – Сайт факультета педагогического образования